Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
16 мая в нашем Институте прошла встреча с юрисконсультом Общественного объединения «Региональное общество защиты прав потребителей» Сергеем Сергеевичем Цыганковым. «Региональное общество защиты прав потребителей» является общественной, неправительственной, некоммерческой организацией, основная деятельность которой направлена на консультационно-правовую и экспертную помощь потребителям, совершенствование законодательства по защите прав потребителей, обеспечение информацией потребителей о качестве товаров и услуг, защиту правовых гарантий при возникновении конфликтных отношений с организациями торговли, сферой различных видов услуг.
Сергей Сергеевич в своём выступлении подробно и наглядно раскрыл правила поведения потребителей в спорных ситуациях, рассказал законные способы защиты прав потребителей, актуальные изменения законодательства в данной сфере. Недавно рабочая группа при участии Министерства торговли подготовила проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей». Документ предусматривает включение в обязательную информацию о товаре сведений о стране его происхождения и классе его энергоэффективности. Кроме того, продавец обязан будет возвратить потребителю деньги в той же форме, в которой был оплачен товар. Также документ запрещает продавцу требовать от потребителя паспорт при возврате денег за товар, а гарантийный срок ремонта увеличивается с 14 до 30 дней при получении согласия потребителя.