В помощь куратору

ПОЛОЖЕНИЕ

о кураторе учебной группы

частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства»

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации, основные направления работы, права и обязанности кураторов учебных групп (далее – куратор) в частном учреждении образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» (далее – институт).

1.2. Кураторы назначаются и освобождаются от своих обязанностей приказом ректора института из числа штатных преподавателей на основании докладной записки заведующего кафедрой, согласованной с деканом, на период обучения студентов с первого по третий курс.

1.3. В своей работе куратор руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125, Инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора  учебной группы в учреждениях образования, утверждённым Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.11.2012 № 11-01-07\П-755; Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16, Уставом института, настоящим Положением, а также решениями Совета института, Правилами внутреннего распорядка обучающихся в институте, приказами ректора института и распоряжениями декана.

1.4. Куратор отвечает за организацию и координацию образовательного процесса в закреплённой учебной группе.

1.5. Основными требованиями к работе куратора являются социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

1.6. Основными принципами работы куратора являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании студента, уважение его личности, содействие саморазвитию и самореализации студентов, формированию их гражданской позиции, развитие студенческого самоуправления, доброжелательность в отношениях со студентами, их родителями.

1.7. Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и учебной группы в целом.

1.8. Проведение культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий, а также общественно полезная работа студентов организуется куратором во внеучебное время.

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА

2.1. Содействие становлению личности, духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие студента.

2.2. Формирование в студенческой среде основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, чувства гордости за свою страну, уважения к её национальным символам и традициям.

2.3. Совершенствование политической, правовой и нравственной культуры студентов, уважение к законодательству Республики Беларусь, профилактика противоправного поведения.

2.4. Информационное сопровождение организации жизни и деятельности студентов, содействие социальной адаптации, оказание им помощи в усвоении и выполнении установленных норм и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей.

2.5. Развитие традиций института, формирование у студентов добросовестного отношения к учёбе, трудолюбия, содействие их дальнейшей профессиональной ориентации.

2.6. Формирование сплочённого коллектива учебной группы, содействие работе органов студенческого самоуправления, общественных молодёжных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.

2.7. Развитие и углубление навыков здорового образа жизни, бытовой, эстетической и экологической культуры студентов, культуры семейных отношений.

2.8. Содействие организации культурного досуга студентов, вовлечение их в различные формы внеучебной деятельности.

2.9. Взаимодействие и координация усилий с педагогом-психологом, педагогом социальным, медицинским работником, родителями студентов, иными заинтересованными лицами с целью создания в группе морально-психологического климата, благоприятного для сотрудничества и взаимопомощи.

ГЛАВА 3 ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

3.1. Куратор обязан:

3.1.1. для решения образовательных задач использовать различные методы и формы воспитательного воздействия на студентов, направлять усилия на формирование актива учебной группы, развитие его инициативы и самостоятельности и опираться в своей работе на этот актив;

3.1.2. всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально-психологические качества каждого студента группы;

3.1.2. формировать в учебной группе систему идеологической и информационно-воспитательной работы;

3.1.3. постоянно проводить информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно - политической и культурной жизнью страны;

3.1.4. проводить еженедельно кураторский час по запланированно тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы, института;

3.1.5. оказывать помощь студентам в адаптации к условиям обучения в институте;

3.1.6. сопровождать студентов и участвовать в организации тематических встреч студентов с профессорско-преподавательским составом, администрацией института, представителями различных государственных органов, творческой интеллигенции и др.;

3.1.7. изучать и развивать традиции института, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка обучающихся института, защиты прав и законных интересов студентов;

3.1.8. способствовать созданию условий для успешной учебной и научно-исследовательской работы, участия в общественной жизни института;

3.1.9. вносить предложения по организации учебного процесса, анализировать текущую и итоговую успеваемость студентов и информировать их родителей;

3.1.10. проводить работу по правовому просвещению студентов, профилактике противоправного поведения, недопущению их вовлечения в организации деструктивного характера. Проводить индивидуальную профилактическую работу со студентами, склонными к антиобщественным действиям;

3.1.11. разъяснять студентам нормы и правила внутреннего распорядка обучающихся в институте, их права и обязанности;

3.1.12. изучать психологический климат в группе и взаимодействовать с отделом социальной и воспитательной работы по проведению индивидуальных консультаций студентов, поддерживать постоянную связь с преподавателями, родителями студентов;

3.1.13. оказывать постоянную помощь в работе органов студенческого самоуправления, первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», других общественных организаций, функционирующих в институте, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

3.1.14. проявлять заботу о моральной и социальной защите студентов, их семейном благополучии, формировать у них навыки здорового образа жизни;

3.1.15. содействовать вторичной занятости студентов, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, привлекать к участию в работе кружков, любительских объединений, студенческих отрядов;

3.1.16. вести установленную в учебном заведении документацию учебной группы; план и отчёт работы, журнал куратора;

3.1.17. постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.

3.2. Куратор имеет право:

3.2.1. вырабатывать свой подход к воспитанию, выбирать педагогические формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в группе с учётом возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций студентов, возможностей института;

3.2.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в институте);

3.2.3. вносить на рассмотрение заседаний кафедры, ректората, Совета института предложения по совершенствованию образовательного процесса;

3.2.4. участвовать совместно с ректоратом, деканатом, отделом социальной и воспитательной работы и другими заинтересованными в изучении качества идеологической и воспитательной работы на кафедрах, факультете;

3.2.6. вносить предложения декану факультета по поощрению студентов, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности студентов за нарушение установленных правил внутреннего распорядка обучающихся в институте;

3.2.7. рекомендовать кандидатуры из числа инициативных студентов в органы студенческого самоуправления института;

3.2.8. получать организационную и методическую помощь со стороны руководства института, структурных подразделений по вопросам воспитания. Участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодёжной политики;

3.2.9. получать материальное и моральное поощрение и вознаграждение за свою работу, размер и порядок которых определяются руководством института в установленном порядке.

ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

4.1. Общее руководство работой кураторов в институте осуществляет проректор по идеологической работе. Координацию и методическое обеспечение деятельности кураторов осуществляет отдел социальной и воспитательной работы института.

4.2. Куратор непосредственно подчиняется декану факультета, отвечает за организацию, состояние и содержание идеологической и учебно-воспитательной работы в закреплённой за ним учебной группе с учётом специфики образовательного процесса.

4.3. Работа куратора осуществляется на плановой основе. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы на учебный год.

4.4. Содержание работы куратора отражается в журнале куратора студенческой группы.

4.5. Куратор отчитывается перед деканом факультета о проделанной работе не реже 1 раза в семестр.

4.6. Кураторы несут ответственность за несвоевременное и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Деятельность куратора учебной группы (скачать)

Тематика информационных часов на 2022-2023 учебный год (скачать)

Тематика кураторских часов на 2022-2023 учебный год (скачать)

О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины (скачать)

Ты наверняка уже слышал про деятельность студенческих отрядов от своих друзей и знакомых, либо педагогов в учреждении образования, либо тебе на глаза попадались тематические брошюры и листовки, либо ты где-то читал эту информацию на бескрайних просторах Интернета.

И если до сегодняшнего дня ты все еще не решился сам поучаствовать в студотрядовском движении, то надеемся, данная информационная статья вызовет у тебя интерес и будет весьма полезной.

Что такое студенческий отряд?

Студенческий отряд - это добровольное объединение молодых граждан (от 7 и не более 30 человек), получающих общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, а также других категорий молодых граждан, изъявивших желание в свободное от учебы и работы время осуществлять трудовую деятельность сроком не менее 10 дней.

Из указанного следует, что в составе студенческого отряда поработать можно в только свободное от учебы и работы время, при этом, как правило, являясь учащимися учебного заведения, на срок не менее 10 дней.

Кто формирует студенческий отряд?

Формирование студенческих отрядов осуществляется учреждениями общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования (далее - учреждения образования), общественным объединением «Белорусский республиканский союз молодежи» и его организационными структурами, другими молодежными общественными объединениями (далее - направляющие организации).

Кто руководит студенческим отрядом?

Руководитель студенческого отряда определяется из числа совершеннолетних участников студенческого отряда;

В какой период времени и в какой сфере осуществляет деятельность студенческий отряд?

Студенческие отряды, как правило, осуществляют свою деятельность в период с 1 мая по 30 сентября в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, строительства, сельского хозяйства, в сфере производства товаров и оказания услуг в организациях, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - принимающая организация).

Как правило, силы студенческих отрядов задействованы на выполнение работ по уборке территорий, озеленению городских территорий, подготовке почвы к посеву, выращиванию растений, ремонту книг в библиотеках, ремонтно-строительных работ и др.

Какие предъявляются требования к членам студенческого отряда?

В состав студенческих отрядов могут зачисляться не имеющие академической задолженности студенты, учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также достигшие возраста 14-ти лет учащиеся учреждений общего среднего образования, работники учреждений образования, члены ОО «БРСМ», иных молодежных общественных объединений и другие категории молодых граждан (далее - участники студенческих отрядов).

Какие документы необходимо предоставить?

учащиеся учреждений образования, достигшие 16-ти лет:

  • заявление
  • справка о состоянии здоровья

учащиеся учреждений образования, не достигшие 16-ти лет:

  • заявление + письменное согласие одного из родителей
  • справка о состоянии здоровья

другие категории молодых граждан:

  • заявление
  • справка о состоянии здоровья
  • положительная характеристика с места работы или места жительства

Какие условия труда?

  1. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-ти лет.
  2. С письменного согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14-ти лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые: не являются вредными для его здоровья и развития; не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
  3. Запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах.
  4. Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни.
  5. Для работников моложе 18-ти лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14-ти до 16-ти лет - не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от 14-ти до 16-ти лет - 4 часа 36 минут, от 16-ти до 18-ти лет - 7 часов;
  • для учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от 14-ти до 16-ти лет - 2 часа 18 минут, в возрасте от 16-ти до 18-ти лет - 3 часа 30 минут.

Какие преимущества от работы в составе студенческого отряда?

  1. содействие в трудоустройстве
  2. официальное трудоустройство с предоставлением всех льгот и гарантий
  3. освобождение от уплаты подоходного налога

Кроме того, студотрядовское движение призвано сформировать у молодых граждан трудолюбие, позволяет заработать свои первые собственные денежные средства, почувствовать им истинную цену, попробовать себя в чем-то новом, освоить специальные навыки, поработать в команде, обрести позитивный опыт, принести пользу обществу, пройти своеобразную школу дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки.

Куда обращаться?

  • к педагогу-организатору учреждения образования
  • к завучу по воспитательной работе
  • штаб трудовых дел при первичке ОО «БРСМ» учреждения образования
  • территориальные подразделения ОО «БРСМ»

Главное не сидеть, сложа руки, и тогда каждый найдет занятие по своему интересу.

1. Классный руководитель класса учреждения общего среднего образования (далее – классный руководитель), куратор учебной группы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – куратор) назначаются приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников на период обучения учащихся в учреждении общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (далее – обучающиеся).

2. В своей работе классный руководитель и куратор руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі», постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. 
№ 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от
5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», уставом учреждения образования, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

4. В учреждении образования разрабатывается Положение о классном руководителе класса и кураторе учебной группы и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с профсоюзной организацией (при наличии), а также приказом руководителя учреждения образования утверждаются функциональные обязанности классного руководителя или куратора учебной группы.

5. Работу классного руководителя и куратора по осуществлению воспитательного процесса, вопросам воспитания в классе и учебной группе координируют заместители руководителя учреждения образования.

6. Классный руководитель и куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействуют с педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся.

7. Основными требованиями к работе классного руководителя и куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

8. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем и куратором в классе и учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с обучающимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения обучающихся, социально-педагогическая работа с родителями.

9. Классный руководитель и куратор обязаны:

9.1. изучать качество воспитания в классе и учебной группе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;

9.2. осуществлять в классе и учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

9.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

9.4. проводить еженедельно классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования;

9.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися,  постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;

9.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;

9.7. способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

9.8. изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;

9.9. оказывать педагогическую поддержку органам ученического (студенческого) самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

9.10. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;

9.11. содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;

9.12. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период;

9.13. способствовать  формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;

9.14. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;

9.15. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;

9.16. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

10. Классный руководитель и куратор имеют право:

10.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе и учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;

10.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;

10.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;

10.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;

10.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического (студенческого) самоуправления;

10.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса и учебной группы;

10.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

10.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.

11. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей и кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе и учебной группе.

12. Классный руководитель и куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса и учебной группы на полугодие (четверть, семестр) по различным направлениям воспитания обучающихся. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующая организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования, размещена в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012.

13. Содержание работы классного руководителя и куратора отражается в плане работы (дневнике) классного руководителя и журнале куратора учебной группы, в результатах их педагогических исследований, учебно-методических материалах, иных формах отчетности.

14. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем (преподавателем) в классном журнале или журнале куратора учебной группы.

15. Классный руководитель и куратор участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов учреждения образования, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей и кураторов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.

Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час.

Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.

Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире:

  • внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения);
  • внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов);
  • наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире;
  • глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  • новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа.

Тематические часы по времени могут быть более длительными – до 
45 минут.

Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на  этапе проведения.

Этап подготовки:

  1. Определение темы информационного часа, постановка целей и задач.

Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

  1. Определение формы проведения информационного часа.
  2. Определение модератора (ведущего).

Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

  1. Распределение подтем информационного часа между его участниками.
  2. Разработка плана подготовки и проведения информационного часа.
  3. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.
  4. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.
  5. Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

  • актуальность;
  • объективность;
  • значимость;
  • достоверность;
  • оперативность;
  • убедительность.

Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.

Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.

Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop.

Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:

  • информационный час должен быть мобильным;
  • тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;
  • при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,
  • при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);
  • информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;
  • предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий;
  • информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками  информации.

Интернет

Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество – возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.

Телевизионные передачи

Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире.

Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.

При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

Периодическая печать

Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др.

Печатные издания

Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература – неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», «Твой политический словарь»).

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. Рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе материалы и документы.

Радиопередачи

Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм.

Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы(ИПГ), информационные центры (при наличии). В их задачи входит:

  • информационно-просветительская работа среди обучающихся;
  • организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.);
  • приглашение на информационные часы компетентных специалистов;
  • размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
  • участие в мероприятиях с курирующими и партнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Проведение информационного часа

Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.
При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  • задать вопросы выступающему;
  • дополнить сообщения иными фактами, примерами;
  • обменяться мнениями;
  • сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа.

Форму проведения информационных часов педагогический работник определяет в соответствии с выбранной темой («Информация +», «Информ-дайджест», «Спрашивали – отвечаем», «По страницам молодежных СМИ», «Беседа за «круглым столом», «Политическая дискуссия», «Информационный ринг», «Как это было», «Годы и люди», «Пресс-конференция», «Фотокамера смотрит в мир»,

Оценка качества проведения информационных часов

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности:

Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывыобучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов.

Внешнюю эффективность – интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения – оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении.

При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.