ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выбора дисциплин вариативной части студентами
- Настоящая Инструкция разработана на основании Рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 29.04.2022.
- Студент в рамках изучения цикла социально-гуманитарных дисциплин выбирает на основании поданного им письменного заявления
1 дисциплины вариативной части из 2/4предложенных ИПП (на усмотрение ИПП). - Выбор студентом дисциплины вариативной части осуществляется путем подачи письменного заявления на имя декана факультета не позднее, чем за 1 неделю до начала планирования нагрузки кафедр и преподавателей, если дисциплина изучается на втором и последующем курсах. Срок предоставления заявлений доводится до сведения студентов.
- Выбору студентом дисциплины вариативной части предшествует определение ИПП перечня таких дисциплин. В перечень могут включаться дисциплины, с учетом особенностей профессиональной подготовки по тем или иным специальностям.
- Для обеспечения выбора студентов дисциплины вариативной части ИПП предоставляет краткую информацию по всем предлагаемым дисциплинам по выбору студента (согласно приложению 1) путем размещения информации на сайте ИПП.
- Численность учебной группы для изучения дисциплины вариативной части по выбору студента должна составлять не менее 20 человек.
Перечень дисциплин по выбору вариативной части учебного плана и
для студентов специальностей
«Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Документоведение» (набор 2022 года)
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
|
Учебная дисциплина 1 «Социология» |
Учебная дисциплина 2 «Социология управления» |
Учебная дисциплина 3 «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» |
Учебная дисциплина 4 «Психология межличностных отношений» |
ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА
1 |
Название дисциплины по выбору студента |
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) |
2 |
Специальность |
1-26 02 04 Документоведение, 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-25 01 04 Финансы и кредит |
3 |
Курс обучения |
1 |
4 |
Семестр обучения |
1 |
5 |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 |
6 |
Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя |
Кандидат исторических наук, доцент Жайворонок А. Б. |
7 |
Цели дисциплины по выбору студента |
1. Изучение основных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, вклада белорусов в разгром немецко-фашистских захватчиков, влияния военных событий на судьбы народов СССР и Европы. 2. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества. |
8 |
Пререквизиты |
История |
9 |
Содержание дисциплины по выбору студента |
СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация фашистским блоком стран Европы в 1939–1941 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Борьба против немецкой агрессии. Начало Великой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси Разгром фашистского блока. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн. Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от гитлеровских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. |
10 |
Рекомендуемая литература |
1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск: БГУ, 2020. – 279 с. 2. В годы суровых испытаний // Новейшая история Отечества. XXв.: Учебник для студентов вузов: В 2 т. –М., 2016. –Т. 2. –С. 129–233. |
11 |
Методы преподавания |
Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический |
12 |
Язык обучения |
Русский |
1 |
Название дисциплины по выбору студента |
Психология межличностных отношений |
2 |
Специальность |
1-26 02 04 Документоведение, 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-25 01 04 Финансы и кредит |
3 |
Курс обучения |
1 |
4 |
Семестр обучения |
1 |
5 |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 |
6 |
Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя |
Кандидат исторических наук, доцент Жайворонок А. Б. |
7 |
Цели дисциплины по выбору студента |
Систематизировать имеющиеся у студентов знания о межличностных отношениях в малой группе, о развитии личности в межличностном общении, совместной деятельности |
8 |
Пререквизиты |
Психология |
9 |
Содержание дисциплины по выбору студента |
Проблема межличностных отношений в современном мире. Природы межличностных отношений. Соотношение межличностных отношений и межличностного взаимодействия. Соотношение межличностных отношений и межличностного общения. Межличностные отношения и восприятие человека человеком. Эмоции и чувства в структуре межличностных отношений. Развитие личности в межличностном взаимодействии. Психологические подходы, приемы и техники развития коммуникативных умений и навыков личности. Психологические приемы разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении, ценности и цели, структура ценности. |
10 |
Рекомендуемая литература |
Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2021. Кроник, А. А. Психология человеческих отношений / А.Кроник, Е.Кроник . — Дубна: М.: Феникс: Когито-Центр , 2014. |
11 |
Методы преподавания |
Проблемный, интерактивный, компаративный, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний. |
12 |
Язык обучения |
Русский |
1 |
Название дисциплины по выбору студента |
Социология |
2 |
Специальность |
1-26 02 04 Документоведение, 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-25 01 04 Финансы и кредит |
3 |
Курс обучения |
1 |
4 |
Семестр обучения |
1 |
5 |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 |
6 |
Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя |
Кандидат философских наук, доцент Канапацкий М.Б. |
7 |
Цели дисциплины по выбору студента |
Изучение общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы, социальных институтов; механизмов и форм социальных изменений; - формирование социологического понимания личности, процессов социализации, механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов; социальной стратификации. |
8 |
Пререквизиты |
Философия |
9 |
Содержание дисциплины по выбору студента |
Формирование у студентов навыков привлечения ресурсов социологического знания для анализа и более глубокого понимания социальной ситуации и социальных процессов, происходящих в современном, в первую очередь российском, обществе, выработки теоретически осмысленной социальной позиции, решения встающих жизненных задач. Этим определяется выбор особого угла зрения, под которым дан анализ развития и современного состояния социологического знания в данном курсе. Курс ориентирован на изучение образцов классического и современного теоретического исследования в социологии, освоение современного социологического стиля мышления, понимание разнообразия и возможностей существующих в современной социологии общетеоретических и методологических подходов и формирование первичной социологической компетентности, умения ориентироваться в современном социологическом экспертном дискурсе. Предполагается в процессе общего анализа истории становления и развития |
10 |
Рекомендуемая литература |
Багдасарьян, Н. Г. Социология. Учебник и практикум / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян. - М.: Юрайт, 2015. - 596 c. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник / Ю.Г. Волков. - М.: КноРус,2017. |
11 |
Методы преподавания |
Проблемный, диалогово-эвристический |
12 |
Язык обучения |
Русский |
1 |
Название дисциплины по выбору студента |
Социология управления |
2 |
Специальность |
1-26 02 04 Документоведение, 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-25 01 04 Финансы и кредит |
3 |
Курс обучения |
1 |
4 |
Семестр обучения |
1 |
5 |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 |
6 |
Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя |
Кандидат философских наук, доцент Канапацкий М.Б. |
7 |
Цели дисциплины по выбору студента |
Сформировать социально-личностные компетенции студента, обеспечивающие его личностное развитие в области руководства и управления |
8 |
Пререквизиты |
Социология |
9 |
Содержание дисциплины по выбору студента |
Объект, предмет, структура и функции социологии управления. Личность в управлении. Руководство, лидерство, власть и ее источники. Мотивация и ее значение в управлении. Управление организацией. Роль коммуникаций в управлении организацией. Организационная культура. Информационное обеспечение управления организацией. |
10 |
Рекомендуемая литература |
1. 6 с. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. Фундаментальный курс. – М.: Академический проект, 2015. 2. 2222Бабосов, Е.М. Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2016 –288 с. |
11 |
Методы преподавания |
Проблемный, интерактивный, компаративный, наглядный |
12 |
Язык обучения |
Русский |
Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры политологии и экономики частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» 31.08.2022, протокол № 1