Дисциплины вариативной части учебного плана

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке выбора дисциплин вариативной части студентами

  1. Настоящая Инструкция разработана на основании Рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 29.04.2022.
  2. Студент в рамках изучения цикла социально-гуманитарных дисциплин выбирает на основании поданного им письменного заявления
    1 дисциплины вариативной части из 2/4предложенных ИПП (на усмотрение ИПП).
  3. Выбор студентом дисциплины вариативной части осуществляется путем подачи письменного заявления на имя декана факультета не позднее, чем за 1 неделю до начала планирования нагрузки кафедр и преподавателей, если дисциплина изучается на втором и последующем курсах. Срок предоставления заявлений доводится до сведения студентов.
  4. Выбору студентом дисциплины вариативной части предшествует определение ИПП перечня таких дисциплин. В перечень могут включаться дисциплины, с учетом особенностей профессиональной подготовки по тем или иным специальностям.
  5. Для обеспечения выбора студентов дисциплины вариативной части ИПП предоставляет краткую информацию по всем предлагаемым дисциплинам по выбору студента (согласно приложению 1) путем размещения информации на сайте ИПП.
  6. Численность учебной группы для изучения дисциплины вариативной части по выбору студента должна составлять не менее 20 человек.
 

Перечень дисциплин по выбору вариативной части учебного плана и

для студентов специальностей

«Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Документоведение» (набор 2022 года)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Учебная дисциплина 1

«Социология»

Учебная дисциплина 2

«Социология управления»

Учебная дисциплина 3

«Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»

Учебная дисциплина 4

«Психология межличностных отношений»

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА

1

Название дисциплины по выбору студента

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)

2

Специальность

1-26 02 04 Документоведение,

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии,

1-25 01 04 Финансы и кредит

3

Курс обучения

1

4

Семестр обучения

1

5

Трудоемкость в зачетных единицах

3

6

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Кандидат исторических наук, доцент Жайворонок А. Б.

7

Цели дисциплины по выбору студента

1. Изучение основных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, вклада белорусов в разгром немецко-фашистских захватчиков, влияния военных событий на судьбы народов СССР и Европы. 2. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества.

8

Пререквизиты

История

9

Содержание дисциплины по выбору студента

СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны.

Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация фашистским блоком стран Европы в 1939–1941 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Борьба против немецкой агрессии.

Начало Великой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси

Разгром фашистского блока. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от гитлеровских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн.

10

Рекомендуемая литература

1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск: БГУ, 2020. – 279 с.

2. В годы суровых испытаний // Новейшая история Отечества. XXв.: Учебник для студентов вузов: В 2 т. –М., 2016. –Т. 2. –С. 129–233.

11

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12

Язык обучения

Русский

1

Название дисциплины по выбору студента

Психология межличностных отношений

2

Специальность

1-26 02 04 Документоведение,

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии,

1-25 01 04 Финансы и кредит

3

Курс обучения

1

4

Семестр обучения

1

5

Трудоемкость в зачетных единицах

3

6

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Кандидат исторических наук, доцент Жайворонок А. Б.

7

Цели дисциплины по выбору студента

Систематизировать имеющиеся у студентов знания о межличностных отношениях в малой группе, о развитии личности в межличностном общении, совместной деятельности

8

Пререквизиты

Психология

9

Содержание дисциплины по выбору студента

Проблема межличностных отношений в современном мире. Природы межличностных отношений. Соотношение межличностных отношений и межличностного взаимодействия. Соотношение межличностных отношений и межличностного общения. Межличностные отношения и восприятие человека человеком. Эмоции и чувства в структуре межличностных отношений. Развитие личности в межличностном взаимодействии. Психологические подходы, приемы и техники развития коммуникативных умений и навыков личности. Психологические приемы разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении, ценности и цели, структура ценности.

10

Рекомендуемая литература

Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2021.

Кроник, А. А. Психология человеческих отношений / А.Кроник, Е.Кроник . — Дубна: М.: Феникс: Когито-Центр , 2014.

11

Методы преподавания

Проблемный, интерактивный, компаративный, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

12

Язык обучения

Русский

1

Название дисциплины по выбору студента

Социология

2

Специальность

1-26 02 04 Документоведение,

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии,

1-25 01 04 Финансы и кредит

3

Курс обучения

1

4

Семестр обучения

1

5

Трудоемкость в зачетных единицах

3

6

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Кандидат философских наук, доцент Канапацкий М.Б.

7

Цели дисциплины по выбору студента

Изучение общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы, социальных институтов; механизмов и форм социальных изменений; - формирование социологического понимания личности, процессов социализации, механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов; социальной стратификации.

8

Пререквизиты

Философия

9

Содержание дисциплины по выбору студента

Формирование у студентов навыков привлечения ресурсов социологического знания для анализа и более глубокого понимания социальной ситуации и социальных процессов, происходящих в современном, в первую очередь российском, обществе, выработки теоретически осмысленной социальной позиции, решения встающих жизненных задач. Этим определяется выбор особого угла зрения, под которым дан анализ развития и современного состояния социологического знания в данном курсе. Курс ориентирован на изучение образцов классического и современного теоретического исследования в социологии, освоение современного социологического стиля мышления, понимание разнообразия и возможностей существующих в современной социологии общетеоретических и методологических подходов и формирование первичной социологической компетентности, умения ориентироваться в современном социологическом экспертном дискурсе. Предполагается в процессе общего анализа истории становления и развития

10

Рекомендуемая литература

Багдасарьян, Н. Г. Социология. Учебник и практикум / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян. - М.: Юрайт, 2015. - 596 c.

Волков, Ю.Г. Социология. Учебник / Ю.Г. Волков. - М.: КноРус,2017.
Марина, Юрьевна Горбунова Общая социология / Марина Юрьевна Горбунова. - М.: Научная книга, 2016. - 712 c.
Нецветаев, В. Г. Социология / В.Г. Нецветаев. - М.: Маркет ДС, 2019.

11

Методы преподавания

Проблемный, диалогово-эвристический

12

Язык обучения

Русский

1

Название дисциплины по выбору студента

Социология управления

2

Специальность

1-26 02 04 Документоведение,

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии,

1-25 01 04 Финансы и кредит

3

Курс обучения

1

4

Семестр обучения

1

5

Трудоемкость в зачетных единицах

3

6

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Кандидат философских наук, доцент Канапацкий М.Б.

7

Цели дисциплины по выбору студента

Сформировать социально-личностные компетенции студента, обеспечивающие его личностное развитие в области руководства и управления

8

Пререквизиты

Социология

9

Содержание дисциплины по выбору студента

Объект, предмет, структура и функции социологии управления.   Личность в управлении. Руководство, лидерство, власть и ее источники. Мотивация и ее значение в управлении. Управление организацией. Роль коммуникаций в управлении организацией.  Организационная культура. Информационное обеспечение управления организацией.

10

Рекомендуемая литература

1.         6 с. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. Фундаментальный курс. – М.: Академический проект, 2015.

2.         2222Бабосов, Е.М. Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2016 –288 с.

11

Методы преподавания

Проблемный, интерактивный, компаративный, наглядный

12

Язык обучения

Русский

Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры политологии и экономики частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» 31.08.2022, протокол № 1